Лента новостей

21:22
Первый в мире полёт с клиновоздушным ракетным двигателем закончился крушением, даже не начавшись
21:21
Учёные синтезировали первую молекулу для сверхэффективного поглощения парниковых газов
21:17
Министр обороны Румынии отказывается передавать Украине Patriot
21:15
Россия выявила главную слабость украинской армии
21:09
Тиндер во время конфликта: в Киеве любовь расцветает, а русские остались в одиночестве и изоляции
21:04
«Ланцет» поразил HMMWV ВСУ с РСЗО
20:46
В Тбилиси бунтуют против всего традиционного
20:39
Под Киевом ВСУшники избили работников АЗС из-за сделанного им замечания
20:38
Власти Германии не поддержали привлечение ПВО стран НАТО для защиты неба над Украиной
20:32
Доказано, что искусственный интеллект бездушен, но в Пентагоне этому рады
20:03
Законопроект о полном запрете УПЦ МП готов к принятию
20:02
Североатлантический альянс хочет координировать поставки оружия Украине, заменив «Рамштайн»
19:55
Эксперт по рокерам о Ночных волках: Они по самой своей природе готовы сражаться за Россию
19:27
ВС РФ окружают Волчанск
18:53
ВСУ атакует Белгородскую область ракетами Vampire и БПЛА
18:45
Столтенберг назвал бессмысленным восстановление Украины в случае ее поражения
18:44
Карл III перестал чувствовать вкус из-за химиотерапии
18:24
Нигер закрыл границу с Бенином из-за французов
18:15
Россия начала новую военную кампанию со знаком, под которым воевала с Хазарией
18:05
Украинские военные под Харьковом продолжают сдаваться в плен
17:41
В Казахстане экс-министру дали 24 года тюрьмы за жестокое убийство сожительницы. В свою защиту арестант цитировал Гитлера
17:40
Флаг РФ водружён в Глубоком Харьковской области
17:39
Новым законом о мобилизации предусмотрено решение суда без апелляции для уклонистов
17:38
Премьер-министр Сербии выступил за территориальную целостность Украины
17:31
Белый Дом признает, что российское наступление интенсифицируется, но американцы верят в ВСУ
17:29
Экс-министра экономики Казахстана Бишимбаева приговорили к 24 годам заключения
17:27
«Является антикризисником»: политолог Елисеева объяснила кандидатуру Андрея Белоусова на пост главы Минобороны
17:01
Депутат Гончаренко призвал Зеленского попросить западных хозяев ввести войска на Украину
17:00
Мухарский увидел в репетиции школьного вальса выпускниками в Харькове призыв «россиянам спасать русский мир»
16:51
Госдума утвердила всех вице-премьеров нового правительства
16:48
Российская армия продолжает наступление на севере Харьковской области
16:24
Белоусов рассказал, чем займётся на посту министра обороны
16:23
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 13 мая
16:22
Для восстановления энергоструктуры Украина планируется повышение тарифов на электроэнергию для населения на 50%
16:21
Польша отказалась от переговоров с Украиной по сельскому хозяйству из-за украинских переговорщиков-коррупционеров
15:47
Киевский дворник надругался над государственным флагом Украины
15:45
Байден представил последний пакет для Украины, но запас снарядов у США уже исчерпан
15:38
«Коррупция – способ поддержания политики»: политолог Кратков объяснил значение коррупции в Украине
15:27
Американскому флоту передали третий танкер-заправщик нового поколения
15:26
В Петербурге готовят к ходовым испытаниям четвертый пассажирский катамаран проекта 04580
15:09
Генерал Драпатый назначен киевским режимом руководить харьковской группировкой ВСУ
15:08
Киевские террористы убили семейную пару в Донецке
15:07
Макаревич считает дни до победы Украины и хочет спонсировать украинские войска
15:01
Японцы переполошились по поводу появления на Курилах сети разведывательных баз
14:31
Украинские фашисты травили мирное население ДНР химическим оружием
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике

Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике


В год, когда все празднуют шестидесятилетие полёта в космос Ю.А. Гагарина, мало кто задумывался о том, с чем сталкивались конструкторы ракетно-космической техники по обе стороны океана. И несмотря на то, что ракеты летают в небесах, у них есть возможность напороться за самый настоящий подводный камень.

Vasil Kuzmichonak

Давным-давно по ту сторону океана

21 ноября 1960 года должна была стартовать МР-1, первая беспилотная суборбитальная миссия по программе «Меркурий-Редстоун», однако что-то пошло не так. Полёт вошёл в историю космонавтики как «четырёхдюймовый».

Заправленная ракета стояла на стартовом столе, в капсуле корабля «Меркурий» никого не было (полёт должен был быть тестовым), в момент запуска случилась забавная нештатная ситуация — последовательность отсоединения кабелей в момент пуска была нарушена.


В нормальных условиях первым от ракеты «Редстоун» в ходе пуска должен отсоединиться кабель контроля (также называемый управляющим, или даже логистическим), и только после него силовой кабель, запитывающий аккумуляторы ракеты. Всё произошло наоборот, из-за чего система управления ракеты недопоняла происходящее. Из-за нехватки электропитания в первые миллисекунды после старта ток прошёл через реле, которое, в свою очередь, выдало команду на отключение двигателей. Ракета поднялась на 10 сантиметров, плюхнувшись обратно на стартовый стол.


Однако система ракеты и не думала останавливать свою циклограмму — выключение двигателей вызвало отстрел башни системы аварийного спасения, штатно подразумевавшийся в ходе полёта, а вслед за башней капсула «Меркурия» выпустила посадочный парашют, так как барометрический датчик зафиксировал, что капсула находится на высоте ниже 3000 метров. Не сработала только система разделения капсулы от ракеты, триггером для которого должна была послужить невесомость.

Полностью заправленная ракета, слегка качающаяся на стартовом столе за счёт парашютов капсулы, могла упасть, что вызвало бы детонацию топлива. Однако погодные условия были хорошими. Персоналу пришлось ждать до следующего утра, когда жидкий кислород испарится через дренажные клапаны и сядут аккумуляторы, чтобы продолжить работать с ракетой.

Персоналом даже выказывались шуточные предложения о том, что неплохо было бы прострелить бак с жидким кислородом с помощью винтовки, для того чтобы побыстрее слить топливо, но, слава богу, до такой крайности не дошли.

А что, так можно было? 

Другой показательный случай из истории космонавтики случился с Российской ракетой «Протон-М» 2 июля 2013 года, во время попытки запуска трёх спутников системы «Глонасс».

Спустя несколько секунд после успешного зажигания двигателей, ракету в полёте начало шатать и на 32 секунде она, предварительно развалившись на куски, взорвалась, упав на землю.

В ходе расследования комиссией было обнаружено, что причиной аварии стала неправильная установка трёх датчиков угловой скорости из шести, что запутало систему управления ракеты. Датчики были буквально перевёрнуты относительно нормального положения и представляли из себя небольшие гироскопы, в связи с чем давали показания с перевёрнутым знаком. Ошибка была допущена в 2011 году при сборке ракеты. Сами датчики было крайне тяжело установить неправильно — аварийная комиссия позже выяснила, что такая установка была возможна только с применением силы.

Мораль — сложности в ракетно-космической технике могут быть и антропологического характера.

Авария стоила тогдашнему главе отрасли Владимиру Поповкину жизни. После инцидента он без средств индивидуальной защиты отправился на место падения ракеты и отравился парами гептила (топлива, применяемого в ракете «Протон-М»), что привело к тяжёлой болезни и гибели через год после аварии.

Вовсе не недоработала, а даже переработала

Одна интересная нештатная ситуация случилась на самой заре космонавтики — во время запуска в космос первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. Показательна она тем, во что может вылиться даже малейшая неточность при выведении космических кораблей на орбиту.

Через пять минут после старта, состоявшегося в 9:07 МСК 12 апреля 1961 года, на несколько миллисекунд опоздала отсечка двигателя блока второй ступени ракеты «Восток», что вылилось в приращение скорости на 25 м/с относительно расчётной.

Казалось бы, сравнивая с первой космической (7,9 километров в секунду), столь лёгкая неточность никак не повлияла бы. Однако на низкой околоземной орбите это означает перелёт аж в 100 километров. Вместо орбиты выведения в 180 х 220 километров в перигее и апогее (параметры орбиты, характеризующие самую близкую и удалённую её точки) корабль был выведен на орбиту в 181 х 327 километров, что могло стоить космонавту жизни, в том случае, если бы не сработала тормозная двигательная установка.

Расчетная орбита выбиралась из тех соображений, чтобы корабль за пару дней «зарылся» в атмосферу естественным образом. Но техника сдюжила, «тормоза» сработали, и полёт завершился штатным образом.

При расследовании причин столь поздней отсечки двигателя конструкторы «Востока» выявили причину — радиокоманда на отсечку двигателя с земли не прошла (так как ракета уже улетела за горизонт), а дублирующий таймер внутри самой ракеты был настроен на слегка другую циклограмму. В ходе взвешивания космонавта в скафандре и катапультируемом кресле за пару дней до полёта был обнаружен перевес в 14 килограмм, который устранили путём «облегчения» самого корабля (срезали ненужный кабель, отвечавший за связи между компонентами корабля), поменяли циклограмму на наземном пункте управления, но про дублирующий таймер банально забыли. Таким образом, взвешивание космонавта запустило цепочку событий, приведшую к повышению орбиты и возможности не вернуться из полёта живым.

Фотохроника ТАСС

Три вышеописанных случая являются эталонными примерами того, что ракетно-космическая техника полна вещей, которые необычайно трудно предсказать, в силу её бескомпромиссности и сложности. Однако большая часть систем в ракетах и кораблях дублируется, а в случае с измерительными приборами даже более чем дублируется (от трёх датчиков, замеряющих один параметр), что максимально уменьшает вероятность отказа.

SpaceX

На заре космонавтики тестирование техники производилось методом «отстрела» — буквально, методом проб и ошибок; подобным сейчас занимается компания SpaceX, тестируя свой Starship. Отнюдь не всегда системно-инженерный подход (читайте — с планированием всего сразу) приводит к положительному результату.

Автор: Павел Гайдук

Музей космонавтики


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх